ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕНТ

 

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понима­ние того, что надо делать, и, во-вторых, умение — это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят. учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические на­выки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подго­товки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать соб­ственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

 

Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее зна­ние материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформиро­вать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться дли­тельные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В ваших возможностях на­учить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

 

  1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он по чаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовить­ся спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

 

  1. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдво­ем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием ­это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
  2. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тесто техников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзаме­ны и помнят свои ощущения. Даже если тесто техник кажется хмурым и неприветливым возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
  3. А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приема ми усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
  4. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект это t1e переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
  5. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упраж­нения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

 

 

«Люди, которые любят себя, не причиняют вреда другим людям. Чем больше мы ненавидим себя, тем больше хотим, чтобы страдали другие»

Дэн Пирс

Спасибо за внимание!

Гимназия №5

 

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ «ОТВЕРЖЕННОСТИ» В КЛАССЕ

Астана, 2023 г.

  1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Насмешникам необходимо делать строго замечание.
  2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
  3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
  4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и тд.
  5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
  6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
  7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ КЛАССНОМУ

РУКОВОДИТЕЛЮ, ЕСЛИ РЕБЕНКА УНИЖАЮТ

 

 

Дети не могут справиться с насилием предлагаем следующий алгоритм действия взрослых.

 

  1. Назовите вслух то, что происходит в классе. Если кого-то из детей намеренно доводят до слез, дразнят, отбирают (прячут, портят) его вещи, толкают, щипают, бьют, подчеркнуто игнорируют это травля, насилие. Скажите об этом детям прямо. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось
  2. Объясните ученикам: то, что происходит, — проблема всего класса, а не личная неприязнь двух-трех человек. Это болезнь, которая может поразить класс и даже школу. Такой разговор поможет детям сохранить лицо и, что особенно важно, снимет противопоставление между жертвами, обидчиками и свидетелями.
  3. Настаивайте: подобное поведение недопустимо ни при каких обстоятельствах. Не спорьте о фактах, не выясняйте, кто и что именно сделал. Но помогите детям понять, что с ними происходит и что чувствуют другие люди, когда их обижают, унижают.

4. Вместе с учениками сформулируйте правила жизни в классе. «У нас никто не выясняет отношения кулаками», «У нас не оскорбляют друг друга», «У нас не смотрят спокойно, когда двое