Уважаемые родители! В целях профилактики буллинга в школьной среде Научите своего ребенка:

 

  • — найти себе друга, среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей;
  • — приглашать одноклассников в гости;
  • — научиться уважать мнение своих одноклассников;
  • — не пытаться всегда побеждать в своих спорах со сверстниками;
  • — научиться проигрывать и уступать, если Ваш ребёнок на самом деле не прав.
  • — повышать самооценку ребёнка за счёт похвалы за его реальные достижения;
  • — в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки, и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;
  • — помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
  • — если ребёнок — жертва буллинга, то не нужно смиряться с участью жертвы, а нужно восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;
  • — не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
  • — не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
  • — учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

 

Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков

 

  • Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут — и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик.
  • Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй — и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями и доказали свою эффективность.
  • Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.
  • Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках — первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
  • Учитесь слушать.
  • Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.
  • Давайте советы, но не давите советами.
  • Подумайте о своём примере. Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.
  • Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
  • Пожалуй, это самое важное и трудное.
  • Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам
  • Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете. В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.
  • Семейные ужины очень важны для ребят и девушек, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми.
  • Высыпайтесь.
  • Длительный недосып или постоянные помехи во время сна повышают риск появления у подростков вредных привычек. Ночной сон продолжительностью менее восьми часов, частые кошмары, трудности с засыпанием обычно встречаются у подростков, которые пристрастились к алкоголю. Привычка курить также распространена среди подростков, которые спят менее восьми часов в день, ложатся за полночь, страдают от прерывания сна кошмарами. Им сложно заснуть, и перед сном они привыкли принимать лекарство. Количество сна, которое получает человек, влияет на его физическое здоровье, эмоциональное состояние, умственные способности, продуктивность. Последние исследования показали, что недостаток сна связан с серьезными проблемами, такими как повышенный риск развития депрессии, накопление лишнего веса, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.
  • Что делать, если возникли подозрения употребления наркотиков и психоактивных веществ, Вашим ребенком:
  • Не отрицайте проблемы
  • Часто возникает мысль: «Это просто не может произойти с моим ребенком. Мы о нем хорошо заботились и учили его совсем другому». Подросток пробует наркотики не потому, что он «плохо воспитан». Им руководит стремление познать окружающий мир и не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых из своих «экспериментов». Иногда ребенок не может противостоять давлению группы сверстников.
  • Знайте, что 30% подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами, происходят из семей с высоким интеллектуальным и культурным уровнем.
  • Не поддавайтесь панике
  • Если ваш ребенок использовал наркотик, это еще не значит, что он болен. Зависимость от наркотических веществ формируется достаточно быстро, но все же на ее развитие требуется время. Возможно, вы столкнулись с однократной попыткой, и подросток уже сам принял решение больше ее не повторять. Однако не стоит «испытывать судьбу». Вам необходимо как можно быстрее выяснить, что происходит.
  • Поговорите с ребенком
  • Вы можете переживать сильные отрицательные эмоции. Не начинайте разговор, пока не справитесь с ними. Угрозы и упреки заставят ребенка закрыться. Вам же, для оказания ему помощи, необходимо сохранение доверия. Вспомните себя в юношеском возрасте, чтобы лучше понять состояние подростка. Говорите о своих чувствах к ребенку — любви, желании уберечь его от опасности и поддержать, заставляющие вас сейчас действовать именно так. Постарайтесь выяснить, какие проблемы кроются за употреблением наркотиков (неуверенность в себе, неудачи в школе), и найти иные способы их решения.
  • Будьте позитивным образцом для подражания
  • Не забывайте, что живущий рядом с вами подросток прекрасно видит, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
  • Обратитесь к специалисту
  • Подумайте, стали бы вы лечить смертельно опасную инфекцию самостоятельно? Скорее всего, нет. Вы бы обратились за помощью к специалисту. Поступайте так же, когда речь идет о наркотиках. Возможно, вам будет легче начать с анонимных консультаций у психолога и нарколога. Если установлено наличие болезни — приступайте к лечению немедленно. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы должны защищать ребенка не от больницы, а от наркотика. Помните, что для выздоровления необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Любовь и поддержка близких людей помогут ребенку обрести и сохранить в период нелегкой борьбы с болезнью.

 

Памятка для родителей подростка

 

  • «Почувствуй ребенка».
  • Родителям предлагается почувствовать в повсе­дневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и называть их при обращении к ребен­ку. Например, «Ты огорчен…», «Тебя радует…».
  • «Что нам должны дети?»
  • Заметить, сколько раз во время разговора с ребен­ком было произнесено слово «должен». Почувствовать, как реагирует ребенок на слово «должен», попробо­вать заменить это слово другим, отметить реакцию.
  • «Насколько вы принимаете своего ребенка»
  • В течение 2—3 дней подсчитайте, сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительны­ми высказываниями (радость, приветствие, одобрение, поддержка) и сколько с отрицательными (упреки, за­мечания, критика, обвинение и др.). Если число по­ложительных равно числу отрицательных, то с обще­нием все благополучно.
  • «Радостная встреча»
  • Представьте, что встречаете лучшего друга. Как вы показываете, что он дорог вам и близок? Теперь представьте, что это ваш ребенок, который приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его ви­деть. Теперь это надо проделать на самом деле до всех других слов и вопросов. Хорошо бы продолжить эту встречу в том же духе в течение нескольких минут.
  • «Я-сообщение»
  • Попробуйте говорить от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не давайте характерис­тику ребенку и его поведению.
  • «Ты мне дорог»
  • Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
  • Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Обратите внимание на реакции ребен­ка, да и на свои собственные.
  • Запомните!
  • Смотрите на своего ребенка как на самостоятель­ную личность.
  • Говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувство­вал себя членом семейного коллектива.
  • Все время доказывайте своим поведением, что уме­ете держать слово.
  • Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом даже тогда, когда чувству­ет, что вопрос деликатный.
  • Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, по­старайтесь понять, из каких побуждений он со­вершил свой поступок.
  • Не обращайтесь с ним все время как с маленьким.
  • Не балуйте и не делайте за него то, что он мог бы делать сам.
  • Используйте в повседневном общении приветли­вые фразы. Например, «Мне хорошо с тобой…», «Мне нравится, как ты…», «Ты, конечно, спра­вишься…», «Как хорошо, что ты у нас есть…» и др.
  • Чаще вместе проводите свободное время.
  • Поддерживайте успехи ребенка.
  • Конструктивно решайте конфликты.
  • Обратите внимание!
  • Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание стремление выйти из-под вашей опеки.
  • Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и сужде­ний. Помните: ребенок имеет право на собствен­ный взгляд и собственные выводы.
  • Идите на компромисс. Еще ничего никому не уда­лось доказать с помощью скандала: здесь не быва­ет победителей. Когда родители и подростки охва­чены бурными негативными эмоциями, способ­ность понимать друг друга исчезает.
  • Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро по­гаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым за­молчать. Взрослому это сделать легче, чем подрос­тку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
  • Не надо обижать. Прекращая ссору, не стреми­тесь сделать ребенку больно с помощью язвитель­ных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
  • Будьте тверды и последовательны. Дети — тон­кие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что ро­дительский авторитет незыблем. Если же взрос­лые демонстрируют подростку собственную несдер­жанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

 

Рекомендации родителям пятиклассников

Уважаемые родители!

В ваших руках сделать период адаптации  своего ребенка к школе менее болезненным.

Вот несколько рекомендаций:

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
  3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
  4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
  5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
  6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
  7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
  8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
  9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.
  10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
  11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
  12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…»

 

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: советы родителям.

 

Совет первый: самое главное, что вам необходимо  дать своему ребенку — это ваше внимание.

  • Будьте терпеливы: внимательно выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы.
  • Помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день!
  • Слушая своего ребенка внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
  • Школьнику нужно внимание и мамы, и папы. Не забывайте выделять для него время, не обремененное домашними делами и просмотром телевизора.
  • Помните, что ребёнок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
  • Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.

Совет второй: поддержите в ребенке его стремление стать школьником, развивайте и поощряйте желание учиться.

  • Выражайте свою искреннюю заинтересованность в школьных делах и заботах вашего ребенка.
  • Отмечайте его успехи и не скупитесь на похвалу. В каждой его работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  • Помните: похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.

Совет третий: помогите ребенку войти в новый режим жизни

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Распорядок дня в жизни первоклассника имеет важное значение. У ребенка появились новые обязанности, которые требуют от него большей собранности, дисциплинированности – распорядок дня помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. В распорядке дня необходимо чередовать малоподвижные виды деятельности с двигательной активностью, интеллектуальные и физические виды деятельности.
  • Необходимо уменьшить количество (и отследить качество) просматриваемых телепрограмм и время игры на компьютере.
  • Контролировать продолжительность выполнения ребенком домашних заданий (в первом классе — 1-1,5 часа, включая чтение), а также время сна (сон должен составлять не менее 9-10 часов в сутки для полноценного отдыха).

Совет четвертый: умейте сохранять спокойствие по отношению к школьным заботам ребенка.

Ребенок пришел из школы — не торопитесь приставать к нему с вопросами, дайте ему расслабиться. Если видите, что он огорчен, лучше позже в спокойной беседе попытайтесь узнать о причинах его беспокойства.

  • Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок – этим нельзя попрекать. Упреки понижают самооценку ребенка, лишают его уверенности в себе.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

Совет пятый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками  и чувствовать себя уверенно.

  • Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам.
  • Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим.
  • Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям.
  • Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
  • Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации

Совет шестой: умейте быть мудрым по отношению к школьным успехам своего ребенка.

  • Не превращайте своего ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это – не вся жизнь вашего ребенка.
  • Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Она не характеризует личность ребенка!

 

  • Не сравнивайте своего ребенка с другими учениками.
  • Хвалите ребенка за его школьные успехи.
  • И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
  • Не относитесь к первым неудачам ребенка, как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Совет седьмой: старайтесь не перегружать вашего ребенка в первом полугодии первого класса.

Не стоит сразу по приходу ребенка из школы засаживать его за уроки. Дайте ему отдохнуть 2-3 часа или, если это возможно, попытайтесь организовать ребенку 1,5 часовой дневной сон.

  • Когда ребенок делает уроки, не стойте у него над душой. Пусть делает их сам! Ваше дело помощь, а не выполнение.
  • Не пытайтесь «объять необъятное»! Не тяните своих детей в «вундеркинды», отдавая их на дополнительные занятия: музыка, иностранных язык, бассейн, фигурное катание, живопись и т.д. Ребенок в такой ситуации сам себе не хозяин, за него решают другие, к тому же иногда против его воли и без учета его интересов, желаний и сил. Найдите оптимальную дозировку и по времени и по количеству занятий. Здесь легко переборщить.
  • Идите от заинтересованности ребенка, постарайтесь его увлечь, а не принудить, заставить.